info@businessforce.com.ua

 

 
О Компании arrow Новости arrow Latest arrow Комментарий к Проекту ЗУ относительно расширения полномочий ОМС по управлению земельными ресурсами
Saturday, 21 April 2018
 
 
Комментарий к Проекту ЗУ относительно расширения полномочий ОМС по управлению земельными ресурсами Версия для печати Отправить на e-mail

2016-05-18

19 апреля 2016 Верховным Советом Украины в первом чтении принят проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения полномочий органов местного самоуправления по управлению земельными ресурсами и усиление государственного контроля за использованием и охраной земель» (далее -Законопроект № 4355) .

 Законопроектом № 4355 предлагается внести изменения в Земельный кодекс Украины (далее - ЗК Украины), Лесной кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях, законы Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О фермерском хозяйстве», «О порядке выделения в натуре ( на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев) », «Об оценке земель», «О государственном контроле за использованием и охраной земель», «Об охране земель», «О землеустройстве» и других.

По вопросам распоряжения землями Законопроектом № 4355 предлагается:

Ё передать сельским, поселковым, городским советам полномочия по распоряжению землями государственной собственности за пределами населенных пунктов в качестве делегированных полномочий (кроме земель обороны, земель природно-заповедного и другого природоохранного назначения на объектах природно-заповедного фонда общегосударственного значения и других, которые имеют важное значение для государства);

Ё установить порядок передачи земель государственной собственности, которые находятся за пределами населенных пунктов, в собственность территориальных общин, которые объединились в соответствии с законом;

Ё предоставить органам местного самоуправления полномочия по изменению целевого назначения всех земельных участков частной собственности, в том числе и участков, расположенных за пределами населенных пунктов;

Ё определить порядок установления (восстановления) границ территориальных общин при возникновении неопределенности или спора по поводу таких границ;

Ё определить правовые основания для реализации гражданами права на земельные участки по приобретательной давности, а именно, что такое приобретение осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Украины в порядке бесплатной приватизации земельных участков гражданами в соответствии со статьей 118 ЗК Украины;

Ё установить, что передача земельных участков в собственность или пользование из земель государственной собственности, которые не подлежат передаче в распоряжение органам местного самоуправления, осуществляется Кабинетом Министров Украины. 

Относительно передачи полномочий по распоряжению землями государственной собственности органам местного самоуправления

Предложение о передаче полномочий по распоряжению землями государственной собственности органам местного самоуправления, как это предлагается в изменениях к ЗК Украины (новые пункты «а-1», «б-1», «в-1» ч. 1 ст. 12 ч. 3 ст. 20, ч. 2 ст. 34, ч. 2 ст. 84, ч. 3 ст. 117, ст. 122 и др.), не соответствует конституционным положениям о правовом регулировании отношений по вопросам собственности, по которым органы местного самоуправления управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности (ч. 1 ст. 143 Конституции Украины).

На наш взгляд, предложенные изменения не являются надежным решением возникшей ранее проблемы в части эффективности распоряжения землями государственной собственности. Безусловно, разумным является децентрализация власти и передача части полномочий на места.

Государство не может брать на себя решение тех вопросов, которые могут успешно решаться органами местного самоуправления, но и последние не должны заниматься тем, что составляет сферу полномочий органов государства, в том числе распоряжаться землями государственной собственности. Между тем, по смыслу законопроекта № 4355, районные государственные администрации лишаются полномочий по распоряжению землями государственной собственности в пользу сельских, поселковых и городских советов. Это нарушает заложенную в законодательстве логику регулирования полномочий органов местного самоуправления и органов исполнительной власти по признаку принадлежности земель коммунальной или государственной собственности, вносит путаницу в распределение полномочий между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти в данной сфере общественных отношений. В частности, согласно ч. 1 ст. 80 ЗК Украины субъектами права собственности на землю являются: «территориальные общины, которые реализуют это право непосредственно или через органы местного самоуправления, - на земли коммунальной собственности; государство, реализующее это право через соответствующие органы государственной власти, - на земли государственной собственности ».

Другой опасностью становится возможность создания теперь уже «внутрикоммунального» конфликта: между органами самоуправления городского, сельского и районного/областного уровня.  С учетом того, что изменения в Конституцию еще не приняты, и призванные стать арбитрами для органов месного самоуправления Префекты еще не обрели законного статуса, создаются основания для передела земельной собственности в пользу новых депутатов и их друзей

Относительно полномочий по изменению целевого назначения всех земельных участков частной собственности

Новая редакция абз. 2 ч. 3 ст. 20 ЗК Украины, согласно которой «изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется соответствующим сельским, поселковым, городским советом», противоречит абзацу 1 ч. 1 этой же статьи, согласно которой «отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями по передаче этих участков в собственность или предоставление в пользование в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса », что требует согласования.

Обращаем внимание, что полномочия по отнесению земель к той или иной категории (ч. 1 ст. 19 ЗК Украины) и по изменению целевого назначения (ст. 20 ЗК Украины) должны осуществлять одни и те же органы. Это подтверждается, например, статьей 15 Закона Украины «О Государственном земельном кадастре», в которой «целевое назначение (категория земель, вид использования земельного участка в пределах определенной категории земель)», который включается в Государственный земельный кадастр, отмечается как одно понятие (абз . 11 ч.1 ст. 15 этого Закона).

Действующим законодательством не определены границы такого образования как сельский совет. Непонятно как определять какой сельский совет является «відповідним», для того чтобы решать об изменении целевого назначения по участкам за пределами населенных пунктов?

Относительно приобретательной давности

Если говорить о ст. 119 ЗК Украины, то действующее законодательство устанавливает следствием «добросовестного, открытого и непрерывного пользования земельным участком в течение 15 лет» возможность «обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с ходатайством о передаче ее в собственность или предоставление в пользование». Возможность такого обращения имеет каждый гражданин независимо от факта пользования земельным участком, а тем более, его продолжительности и характера. То, что предусмотрено ст.119 ЗК Украины - это не приобретаемая давность в устойчивом понимании, ведь предусмотрено возникновения права в результате волеизъявления «органа», а не в результате истечения давности.

Итак, мы согласны с редакцией этой нормы, изложенной в Законопроект № 4355, поскольку приобретения права собственности по приобретательной давности на земельные участки во всех случаях должно подчиняться более общим правилам о приобретении права собственности на недвижимое имущество, которые предусмотрены Гражданским кодексом Украины.

Относительно предоставления Кабинету Министров Украины полномочий по передаче земельных участков в собственность или пользование из земель государственной собственности, которые не подлежат передаче в распоряжение органам местного самоуправления

Вряд ли можно поддержать предоставления Кабинету Министров Украины полномочий по передаче из земель государственной собственности в собственность или в пользование земель, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества государственной собственности; земельных участков, находящихся в пользовании органов государственной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций; лесного фонда; которые не входят в состав ни одной административно-территориальной единицы Украины (пункты «а», «в», «д», «е» новой ч. 3 ст. 122 ЗК Украины), поскольку решения соответствующих вопросов на самом высоком уровне значительно усложнит и практически сделает невозможным процедуру предоставления таких земель, этот вопрос должен решаться на местном уровне.

Кроме того, положение о передаче в собственность или в пользование земель «под большими и средними реками» (пункт «г» указанной нормы) требует изъятия, поскольку действующее законодательство не предусматривает предоставление рек в пользование или в аренду, как и земель под ними. А в соответствии с ч. 2 ст. 59 ЗК Украины гражданам и юридическим лицам могут передаваться в собственность только замкнутые естественные водоемы (общей площадью до 3 гектаров).

Относительно внесения изменений в статью 7 Закона Украины «О фермерском хозяйстве»

В связи с тем, что 31.03.2016 года были внесены изменения в Закон Украины «О фермерском хозяйстве» и статья 7 была изложена в новой, более подходящей редакции, то предложение Законопроекта № 4355 о внесении изменений в эту норму уже потеряло свою актуальность.

По вопросам осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель Законопроектом № 4355 предлагается:

Ё предоставить исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов полномочия по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель на подведомственных им территориях (в частности, за выполнением требований по использованию земельных участков по целевому назначению; соблюдением сроков своевременного возвращения временно занятых земельных участков и обязательного выполнение мероприятий по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению; принятие в соответствии с законом меры по возвращению самовольно занятых земельных участков их владельцам или пользователям) - в случае принятия соответствующим советом решения об осуществлении контроля;

Ё предоставить центральному органу исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений, полномочия по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель и надзора за осуществлением исполнительными органами местного самоуправления государственного контроля за использованием и охраной земель;

Ё исключить из ЗК Украины и других законов полномочия Государственной экологической инспекции и ее территориальных органов в части осуществления этими органами государственного контроля за использованием и охраной земель всех категорий и форм собственности, а оставить в их подведомственности исключительно полномочия, которые содержат экологическую составляющую (в частности, осуществление государственного контроля за недопущением порчи сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, неочищенными сточными водами, производственными и другими отходами; невыполнением природоохранного режима использования земель).

Итак, сам проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения полномочий органов местного самоуправления по управлению земельными ресурсами и усиление государственного контроля за использованием и охраной земель» является положительным явлением, но требует доработки. 

 
< Пред.   След. >
 
Top!
Top!