info@businessforce.com.ua

 

 
О Компании arrow Новости arrow Latest arrow Новый Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений
Wednesday, 18 July 2018
 
 
Новый Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений Версия для печати Отправить на e-mail

2015-09-01 

14 июля 2015 года в парламенте был проголосован в первом чтении проект новой редакции Законопроект №2982 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее - «Законопроект»), которым предлагаются значительные изменения в систему государственной регистрации. Исходя из текста редакции, которая была вынесена на первое чтение в Верховной Раде, можно выделить следующие изменения.

1. Согласно Законопроекту организационную систему государственной регистрации прав будут составлять:

- Минюст и его территориальные органы;

- исполнительные комитеты городских советов городов областного значения, районных, районных в городах, городах Киеве и Севастополе государственные администрации,

- банки (перед началом выполнения соответствующих функций банк должен пройти аккредитацию в территориальном органе Министерства юстиции),

- государственные регистраторы.

2.  Сами  государственные регистраторы теряют статус государственных служащих вообще. Они должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным Минюстом, состоять в трудовых отношениях с органом местного самоуправления или банком, или быть нотариусом или государственным исполнителем.

3. Абсолютно новым субъектом регистрации прав станут банки. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 7 Законопроекта Минюст осуществляет аккредитацию банка как субъекта государственной регистрации, при этом не указаны критерии, которыми должен руководствоваться Минюст принимая такое решение, отсутствуют также и критерии административной процедуры при определении НБУ избранных банков для аккредитации.

4. Четко указан перечень лиц, которые выступают заявителем в том или ином случае в соответствии с требованиями Законопроекта (ст. 2).

5. Среди нововведений и положение о том, что информация, имеющаяся в Государственном реестре прав, является открытой как по объекту, так и по субъекту.

6. Сборы за государственную регистрацию становятся не только государственным доходом. Аналогично государственной пошлине нотариусов часть административного сбора за регистрацию прав может пойти в частные руки, предлагается определить распределение админсбора таким образом: 40 % направляется в общий фонд Госбюджета, а 60 % - субъекту государственной регистрации прав (в т.ч. нотариусу).

7. Также впервые в системе государственной регистрации прав предлагается ввести возможность обжалования решений действий и бездействия органов государственной регистрации прав в административном порядке.

8. Также предлагается ввести административную ответственность за нарушение сроков государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений.

9. Документы, выдаваемые по результатам рассмотрения заявлений в сфере государственной регистрации прав, заявитель может получать как в электронном, так и в бумажном виде. При этом документы, полученные в электронной и бумажной форме, имеют одинаковую юридическую силу.

В случае принятия нового Закона возникает много вопросов. В частности многими нормативными актами прямо прописаны обязательства по оформлению документов и регистрации вещных прав именно через сотрудников Государственной Регистрационной Службы Украины (ГРСУ). В то же время, согласно постановлению КМУ от 31 марта 2015 N 150 этот орган ликвидирован, зато сохраняют свою силу отдельные нормативные акты, требующие совершения регистрации прав на недвижимость специальными лицами - государственными регистраторами с главного аппарата ДРСУ, в частности продолжает действовать приказ Министерства юстиции Украины от 02.04.2013 N 607/5, который не позволяет местным регистраторам совершать действия с объектами, например, на основании судебного решения, а обязывает пересылать такие материалы в Киев. Не ясно, что произойдет с вступлением в силу Законопроекта. Неясно потеряет ли этот приказ силу автоматически с момента вступления в силу закона? Будет ли отмена Минюстом?

Частью 6 ст. 9 Законопроекта предусмотрено, что « …не підлягають державній реєстрації речові права та їх обтяження на … а також окремо на споруди, які є приналежністю головної речі, або складовою частиною речі».  Означает ли это, что в случае строительства жилого дома вместе с навесом, гаражом, туалетом, регистрации будет подлежать только сам дом? Если по состоянию на 01012015 все эти объекты уже были зарегистрированы отдельно, то ли в 2016 году переход прав проводиться отдельно?

В отличие от например Закона «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо децентралізації повноважень у сфері архітектурно-будівельного контролю та удосконалення містобудівного законодавства» рассматриваемым Законопроектом не предусмотрен переходный процесс при изменении регистраторов Минюста на регистраторов органов местного самоуправления. Как будет осуществляться передача полномочий? С какого момента начнут работать новые регистрационные органы?

Частью 2 ст. 10 Законопроекта предусмотрено, что ««державному реєстратору акредитованого банку заборонено проводити державну реєстрацію права власності на підставі договору про задоволення вимог іпотекодержателя … якщо таке право виникає у банка, з яким державний реєстратор перебуває у трудових відносинах....  Сможет ли такое право быть зарегистрировано другим аккредитованным банком или нотариусом несмотря на факт наличия нотариального действия?

Законом предполагается внести изменения в нормы, которые не совсем относятся к законодательству о регистрации вещных прав. В частности предполагается внести изменения в Закон Украины «Об инвестиционной деятельности»: «Інвестування та фінансування будівництва об'єктів житлового будівництва з використанням недержавних коштів, залучених від фізичних та юридичних осіб, у тому числі в управління, може здійснюватися виключно через фонди фінансування будівництва, фонди операцій з нерухомістю, інститути спільного інвестування, а також шляхом емісії цільових облігацій підприємств, виконання зобов'язань за якими здійснюється шляхом передачі об'єкта (частини об'єкта) житлового будівництва, через купівлю-продаж майнових прав, державну реєстрацію яких проведено відповідно до Закону України «Про державну реєстрацію речових прав на нерухоме майно та їх обтяжень». Інші способи фінансування будівництва таких об'єктів визначаються виключно законами. Типова форма договору купівлі-продажу майнових прав на об’єкти житлового будівництва затверджується Кабінетом Міністрів України.»

Также следует четко определиться с формой, в которой субъекты права законодательной инициативы хотят ее реализовать. Дело в том, что принятие нового Закона Украины «О государственной регистрации прав и их обременений» с признанием Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» такого, что теряет силу противоречит Пояснительной записке к проекту, в которой утверждается, что субъекты права законодательной инициативы предлагают выложить Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» в новой редакции.

 

 
< Пред.   След. >
 
Top!
Top!