Изменения в налогообложении аграрирев: от плательщиков ФСН до плательщиков за землю в тройном режиме

1 января 2016 года вступил в силу принятый Верховным Советом 24 декабря 2015 года Закон № 909-VIII «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких законодавчих актів України щодо забезпечення збалансованості бюджетних надходжень у 2016 році», которым внесены изменения также в части спецрежима для аграгиев.

Кабинет Министров Украины еще в апреле 2015 года в рамках формирования Основных направлений бюджетной политики на 2016 год предложил перевести аграриев с 2016 года на общую систему налогообложения. По итогам 2015 года сельхозпроизводство осталось чуть ли не единственной прибыльной отраслью экономики, и правительство решило этот перекос ликвидировать. В частности, правительство предлагало лишить льгот предприятия, земельный банк которых составлял более 10 тыс. га, или годовой оборот которых превышал 50 млн. грн. В то же время, под этот критерий подпадали очень многие товаропроизводители.

Отмена спецрежима НДС для аграриев, с одной стороны, является вынужденным шагом в связи с требованиями МВФ, а с другой — упирается в мощное внутреннее аграрное лобби. В целом специальный режим обложения НДС не противоречит Соглашению Украины с ЕС. Дополнение XXVIII к главе «Налогообложение» раздела V Соглашения об ассоциации содержит обязательства Украины постепенно приблизить свое налоговое законодательство к законодательству ЕС. В частности, имплементации подлежит Директива Совета ЕС 2006/112 / EC от 28.11.2006 года «О совместной системе налога на добавленную стоимость».

Статьи 295-305 Директивы, которые непосредственно касаются аграриев, должны быть внедрены в течение 5 лет с момента вступления в силу Соглашения, т.е. до 01.01.2021 г. Указанные нормы предусматривают специальную схему с фиксированной ставкой для фермеров. Причем понятие «фермер» подразумевает любого налогоплательщика, осуществляющего деятельность в форме сельскохозяйственного, лесохозяйственного или рыбохозяйственного предприятия. Такая специальная схема заключается в установлении фиксированных компенсационных процентных норм, которые призваны по фиксированной ставке компенсировать входной НДС без возможности возмещений в объеме, превышающем начисленный входной НДС.

Действующий в Украине режим для аграриев (по состоянию на 2015 год) предусматривает, что сумма НДС, начисленная СХ предприятием на стоимость поставленных им сельхозтоваров/услуг, не подлежит уплате в бюджет и остается в распоряжении такого предприятия для возмещения суммы налога, уплаченной поставщику на стоимость товаров/услуг, приобретенных (сооруженных) СХ производителем для использования в производстве СХ продукции, а при наличии остатка — для других производственных целей.

Использовать такой режим сейчас имеет право только такой субъект, у которого удельный вес стоимости сельхозтоваров/услуг составляет не менее 75% стоимости товаров/услуг, поставленных в течение предыдущего года.

В 2015 году имели место неоднократные попытки отменить специальный режим НДС для аграриев. В частности, следует отметить законопроект №2173 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования НДС», который содержал нормы об отмене специального режима НДС для сельхозтоваропроизводителей с 1 января 2016 года. Однако с последней редакции законопроекта, принятой Верховной Радой, эта норма была исключена.

Сторонники перехода на общую систему налогообложения для СХ производителей утверждают о латифундиях и непропорциональных прибылях «крупных агрохолдингов». В то же время подобные «латифундии» с большой долей вероятности выживут и при изменении правил игры, в то же время отмена спецрежима в первую очередь ударит по малому и среднему агробизнеса и даже может обвалить сельское хозяйство. Уже сама по себе отмена фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСН) и замена его на единый налог 4-й группы значительно увеличила фискальное давление на СХ производителей.

Кроме того, в 2015 году сельхозпроизводители зерновых и технических культур потеряли право на налоговый кредит. Начиная с 01.01.2015 года, для СХ производителей — экспортеров выращенных непосредственно ими зерновых культур товарных позиций 1001-1008 и технических культур товарных позиций 1205 и 1206 00, согласно УКТ ВЭД заменили нулевую ставку НДС на освобождение от НДС по таким видам товаров, что не одно и то же. До этого аграрии — экспортеры производимых ими культур, выращенных на собственных или арендованных землях, применяли нулевую ставку, которая давала право на налоговый кредит.

Таким образом, из всех наиболее популярных сельскохозяйственных культур в 2015 г.. Только при экспорте сои сельхозтоваропроизводитель имеет право на налоговый кредит. С этим, в частности, связана тенденция снижения в 2015 году в Украине посевных площадей сахарной свеклы, кукурузы, зерновых, зернобобовых и увеличение посевов сои.

По данным ДФС Украины, сумма НДС, которая была задекларирована на спецрежим и использована на собственные нужды, в 2014 году составила около 20 млрд. грн.

В результате был достигнут компромисс и сохранены льготы по налогообложению аграриев на 2016 год. Если же говорить о перспективе, то если налоговая льгота в виде упрощенной системы — уплаты единого налога 4 группы — скорее всего, продолжится, то спецрежим НДС, со всей вероятностью, будет отменен.

Спецрежим по НДС для аграриев остался, однако не в полном объеме, причем ожидается в перспективе полная отмена такого спецрежима. Введено распределение сумм «спецрежимного» НДС (п. 209.2 НКУ):

  • по операциям с зерновыми и техническими культурами: 85 % — в госбюджет, 15 % — на спецсчета;
  • по операциям с продукцией животноводства: 20 % — в госбюджет, 80 % — на спецсчета;
  • по другим операциям с сельскохозяйственными товарами/услугами — 50 на 50.

Внесен ряд изменений в части операций, освобожденных от налогообложения НДС (ст. 197 НКУ). В частности, не освобождаются от налогообложения НДСоперации по поставке на таможенной территории Украины и вывоза в таможенном режиме экспорта зерновых и технических культур.

Изменены ставки единого налога для плательщиков 4-й группы размер (т.е. сельскохозяйственных производителей): ставки налога, как и прежде, привязаны к гектарам сельскохозяйственных угодий и/или земель водного фонда и зависят от категории (типа) земель, их расположения и составляют (в процентах от базы налогообложения):

Øдля пашни, сенокосов и пастбищ (кроме горных зон и полесских территорий, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей, специализирущихся на производстве (выращивании) и переработке продукции растениеводства на закрытом грунте) — 0,81;

Ø  для пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, — 0,49;

Ø для многолетних насаждений (кроме многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях) — 0,49;

Ø  для многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, — 0,16;

Ø  для земель водного фонда — 2,43.